Антибуддизм

В свое время легендарным Буддой Гаутамой были сформированы 4 благородных истины, ставшие основой учения буддизма.

Суть их в следующем:

Жизнь есть страдание

Причина Страданий – желания, страсти и привязанности

Страданий можно избежать

Есть путь который позволяет достичь этого.

Насколько мы помним к поиску просветления, подвижничеству и прочим духовным практикам Будду подвигло столкновение с реальностью в которой жил простой народ. Реальностью, действительно полной страданий. Принято считать, что Будда жил в Индии примерно 2500 лет назад. Не трудно догадаться что реальность в которой жили индийские крестьяне две тысячи лет назад сильно отличается от реальности в которой пребывает современный горожанин европейской цивилизации.

Данные размышления направлены не на поиск абстрактной истины ,проистекающей из видения кармических законов Вселенной а скорее на рассмотрение сути учения которое своей целью имеет помощь реальным людям в обустройстве их реальной жизни. Собственно самого Будду подвигло на создание его учения те же мотивы – сострадание ко всему живому. Так что данное размышление стоит рассматривать как антибуддистское по методу а не по намерению.

Поэтому все что будет написано далее следует рассматривать именно как систему мировоззрения направленную на то , чтобы помочь современному человеку улучшить качество своей жизни. Любое учение чтобы стать массовым должно отвечать именно этой задаче. Отвечать простому и понятному вопросу- как этим конкретным людям можно начать жить лучше прямо здесь и сейчас. Очевидно что то что могло принести радость индийскому крестьянину доисторических времен не всегда может быть актуальным для офисного работника или еще какого-нибудь менеджера среднего звена.

Истины буддизма являлись истинами для той реальности. Это неудивительно. Доисторический крестьянин жил в социуме организованном по кастовой системе, в нищете, окруженный болезнями, голодом и лишениями. По большому счету не надо быть просветленным, чтобы понять что жизнь человека в таких условиях действительно является страданием. Я говорю о крестьянах именно потому что они во-первых составляют основную массу населения индии на тот момент а во вторых, знать обычно поддерживает те учения которые помогают ей управлять народом и удерживать свои позиции. Буддизм этим задачам вполне отвечает.

Учение которое показывает причины страданий, но не показывает пути выхода, вряд ли станет популярным, поэтому выход должен быть указан. И буддизмом формируются остальные благородные истины которые показывают выход и собственно путь. Но остается в стороне вопрос единственный ли это выход? Нет ли у страданий иных причин и иных способов избавления от них. В рамках буддизма это остается нераскрытым. Но была ли необходимость в такой постановке вопроса во времена Будды? Вряд ли. Люди жили в нищете, среди голода мора и болезней. Их жизнь объективно была страданием и он и в массе своей ничего не могли с этой реальностью поделать. (я не рассматриваю случаи отдельных просветленных, потому что они единицы на фоне миллионов простого населения) Поэтому кажется достаточно очевидным вывод что у человека тех мест и времен не было технической доступной возможности выйти из страданий в своей реальной повседневной жизни. Если страданий нельзя избежать в этой жизни, то ими можно наслаждаться (но вряд ли найдутся настолько извращенные мазохисты которые захотят наслаждаться голодом и эпидемиями) либо отрешиться. А еще лучше сконцентрироваться на том что в такой жизни лучше вообще не рождаться и предпринять все усилия для достижения этой цели. Собственно этот путь как вполне логичный для своего времени и лег в основу буддизма.

Но оправдан ли такой подход для современного человека? Обязательно ли его жизнь должен быть страданием? И в желаниях ли причина его страданий?

Мой ответ — нет. Реальность современности очень сильно отличается от древнеиндийской. В первую очередь возможностями человека. Если крестьянин рожденный в низшей касте шудры был обречен находиться в ней пожизненно, то в современном мире условия существования человека в большинстве своем зависят от его прижизненных достижений. Да и интеллектуальное развитие самого человека ушло далеко вперед.

Современный человек зачастую страдает, но страдать в большинстве случаев его вынуждает не объективная реальность а собственное бездействие, безответственность и пассивный выбор. Мы родились в реальности в которой не обязательно страдать, и если вы все еще продолжаете страдать, то это ваш выбор.

У современного человека есть все условия для того чтобы не голодать, побеждать болезни иметь кров и практически все что душа пожелает из области материальных составляющих мира. Кто знает, может быть так и представляли себе рай древние. Наша реальность конечно не рай, но потенциальная возможность его. Именно в ней, в нашей жизни здесь и сейчас мы можем достичь почти всего из того о чем мечтаем. И в этих условиях подавляющее большинство населения продолжает страдать…

В чем же причина такого состояния вещей?

Вот шесть прагматичных истин:

  1. Жизнь — это возможность быть счастливым. Если ты страдаешь, то ты можешь изменить это.
  2. причина страданий – отсутствие позитивного движения в твоей жизни. Либо наличие негативных движений
  3. движение состоит из мыслей, чувств и действий.
  4. причина страданий – отсутствие позитивных действий, слабость позитивных чувств и неправильность мыслей. Человек не достигает счастья потому что не знает чего он хочет, человек не достигает того, что он хочет потому что ничего не делает для этого, человек ничего не делает для достижения своих целей, потому что не принимает ответственности за свою жизнь, человек не принимает ответственности за достижение своих целей, потому что слишком слабо хочет их достичь.
  5. Есть путь позволяющий быть счастливым. Чтобы пройти по нему – надо сильно хотеть этого.
  6. счастье — не цель жизни, а начало пути к самому интересному.

Способ позволяющий двигаться к счастливой жизни – позитивная жизненная стратегия.

Be the first to comment on "Антибуддизм"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*